Особенности лечения эксфолиативного дерматита

Эксфолиативный дерматит у взрослыхЗаболевание вызывается попаданием в организм стафилококковой или стрептококковой инфекции.

В медицине эксфолиативный дерматит у взрослых и детей также называют дерматитом Риттера.

Клинические признаки эксфолиативного дерматита ярко выражены, поэтому недуг достаточно быстро диагностируется во время осмотра. Патология носит инфекционный характер, поэтому для точной постановки диагноза требуются анализы на стафилококковую или стрептококковую инфекцию. Заболевание достаточно быстро прогрессирует, вызывая у больного выраженный дискомфорт и болезненные ощущения.

Эксфолиативный дерматит протекает в форме многочисленных пузырьков, которые покрывают тело пациента. Эти пузырьки способны увеличиваться в размерах и соединяться, образуя масштабные очаги воспаления. Заболевание приводит к отторжению верхних и средних слоев кожи, образуя водянки. Если пузырьки лопаются в результате травмирования, из них выходит экссудат, а на месте водянки образуется ранка или гнойничок.

Причины эксфолиативного дерматита

В норме организм человека должен сопротивляться возбудителям инфекции. В частности, кожные покровы выполняют защитную функцию, не пропуская внутрь болезнетворные бактерии. При снижении иммунитета эпидермис становится более восприимчивым к внешним воздействиям, что нередко становится причиной бактериальных поражений кожи. В частности, факторами, способствующими снижению иммунитета и провоцирующими дерматит Риттера, могут стать следующие:

• длительный прием антибиотиков;
  • прием лекарственных препаратов, вызывающих аллергические реакции;
  • употребление наркотиков;
  • перенесенное инфекционное заболевание.

Кроме того, эксфолиативный дерматит нередко становится осложнением других патологий кожных покровов. Недуг часто встречается у людей, страдающих псориазом, атопическим дерматитом, себореей. В таком случае лечение должно быть направлено в первую очередь на устранение первичного заболевания.

Симптомы заболевания

Учитывая инфекционный характер патологии, клиническая картина недуга характеризуется не только кожными проявлениями, но и признаками общего недомогания. Так, больные жалуются на следующие симптомы:

• появление пузырчатой сыпи на теле;
  • образование эрозий и корочек на месте лопнувших пузырей;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • повышение температуры тела до 38 °C и выше;
  • локальное или тотальное увеличение лимфоузлов;
  • сильный зуд пораженных областей кожи;
  • жжение;
  • обильное выделение жидкости (экссудата) из образовавшихся водянок;
  • выраженная гиперемия (покраснение) и отечность.

Стоит отметить, что без соответствующего лечения заболевание может прогрессировать длительное время. Огромные красные пятна, напоминающие ожоги, и поражение инфекцией внутренних органов  — далеко не единственные последствия, которыми опасен эксфолиативный дерматит у взрослых. Фото, представленные в статье, только доказывают это.

Некоторые люди путают дерматит Риттера с обычной аллергией и не придают ему особого значения. Однако этот недуг, как и аллергия, не проходит сам по себе, поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов консультация врача просто необходимо. Рекомендуется записаться на прием к инфекционисту, дерматологу или дерматовенерологу, в крайнем случае — к терапевту.

Группы риска

Так как эксфолиативный дерматит считается в большей мере детским заболеваниям, опасность его развития чаще всего приписывают грудничкам. У взрослых патология встречается в любом возрасте, но наиболее подвержены ее развитию лица возрастом от 40 лет и пожилые люди. В целях профилактики рекомендуется проходить обследование у дерматолога ежегодно, чтобы при необходимости устранить болезнь на ранней стадии.

К особой группе риска относятся люди, проходящие антибиотикотерапию или лучевое облучение. После подобного лечения значительно ослабляется иммунитет и организм становится неустойчивым к болезнетворным бактериям. Кроме того, эксфолиативный дерматит часто встречается у беременных, так как именно в период вынашивания ребенка женщина подвергается активным гормональным всплескам, а ее иммунная система ослабевает.

По статистике дерматит Риттера встречается у женщин в 4 раза чаще, чем у мужчин. Это предположительно объясняется особенностями половой системы представительниц слабого пола: ежемесячными перестройками гормонального цикла, возможностью забеременеть и родить ребенка.

Лечение

Чтобы пройти курс лечения этой патологии, необходимо записаться на прием к дерматологу или инфекционисту. Врач проведет опрос путем беседы и диагностику с целью определения характера заболевания. Эксфолиативный дерматит диагностируется в несколько этапов:

• сбор анамнеза лечение(уточнение симптоматики, визуальный осмотр пораженных областей);
  • проведение ПЦР-исследования крови;
  • выполнение клинического анализа крови;
  • бактериальный посев клеток эпидермиса и экссудата, выделяемого из водянок.

Все вышеперечисленные анализы позволяют уточнить особенности заболевания и исключить наличие венерических недугов (сифилиса, герпеса), с которыми нередко путают эксфолиативный дерматит у взрослых. Фото пациентов, страдающих дерматитом Риттера, доказывают, что его проявления слегка напоминают герпетические высыпания.

После проведения диагностики и подведения ее итогов врач подбирает для пациента индивидуальный план лечения. Как правило, он состоит из нескольких пунктов.

• Прием антибиотиков цефалоспориновой группы.
  • Прием пробиотиков и ферментивных препаратов для предотвращения дисбактериоза кишечника.
  • Обработка язвочек на коже салициловым спиртом, мазями и присыпками на основе антибиотиков, ранозаживляющими кремами.

Прогноз лечения и возможные осложнения

К летальному исходу эксфолитивный дерматит, как правило, не приводит. При условии своевременно начатого лечения и соблюдения рекомендаций врача заметное улучшение состояния пациента отмечается уже через неделю. Полное выздоровление происходит через 2-3 недели после начала терапии. При отсутствии лечения болезнь нередко приводит к неприятным последствиям, что связано с распространением инфекции на внутренние органы. В частности, к осложнениям дерматита Риттера относят следующие недуги:

• отит;
  • пневмония;
  • менингит;
  • энтероколит.

Также запущенная патология нередко приводит к образованию флегмон или отека Квинке.